МОУ Лицей №7
Будущее начинается здесь!

муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 Дзержинского района Волгограда»

Выпускники лицея №7 и их истории

Вспоминаем историю лицея вместе! Один из выпускников Попов Михаил Юрьевич поделился невероятно трогательными воспоминаниями:


"Устойчивый образ светлого


Посвящается пятидесятилетнему юбилею Лицея № 7 Волгограда
(ранее Школа № 70)

Человек, проживший довольно большую часть своей жизни, порой ощущает себя зрителем, только что покинувшим кинотеатр, или театр, где находился на просмотре увлекательного, затягивающего без остатка действа на сцене или на экране. А потом, оглянувшись назад, спрашивает себя: «А что это было?» В ответ - тишина. Хотя было интересно и увлекательно, а иногда страшно, горько и опасно. Так любой человек, назад оглядываясь, видит разные периоды своей жизни – вспоминает себя в детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелости… Школа? Школа в жизни моего поколения граждан страны, она называлась иначе и была иной, занимала тогда и продолжает занимать сейчас очень важное место. Все потому, что именно тут из нас педагоги в союзе с нашими родителями делали не просто образованных и культурных людей, а ещё и достойных граждан своей страны. И именно этот задел не дал потом, в годы смуты 90-х и начала 00-х, развалить и добить великую страну под названием Россия, а окончательно пробудил её и заставил возродиться. Когда-то, в третьей четверти 19 века, один из германских политиков высказал публично мысль, которая потом была воспринята всеми прозорливыми соседями: «Франко-прусскую войну выиграл скромный школьный учитель». Вот что такое школа!

По моему глубокому убеждению, моё поколение является самым счастливым за всю историю существования России как государства и цивилизации. Потому что мы не знали голода и лишений, социальной розни и организованной преступности. Наши родители не обсуждали дома, кому и сколько «дать на лапу», чтобы мы поступили в ВУЗ, или где взять очень большие деньги на дальнейшее обучение ребёнка, потому что обсуждать было нечего. Каждый из нас выбирал свою дорогу честно и сам. Порой она была не прямой, но всегда интересной. И большая часть из нас не жалеет ни о чём.

Именно в период нашего обучения российская школа педагогики достигла самой высокой точки своего развития, и научно-методически, и материально. Из школ тогда стало уходить двух-трёхсменное обучение, и учебная нагрузка на педагогов достигла разумных пределов, в коих воспитанию детей они стали уделять основное внимание и время, в школах появилась возможность для внеклассной и кружковой работы. К тому же школы, строящиеся во второй половине 1970-х, стали представлять собой не просто учебные заведения, а центры притяжения окрестной детворы и молодёжи. И мы выпустились из школы достаточно гармонично развитыми личностями с тем заделом, который потом обеспечил выбор любой профессии и уровня дальнейшего развития.

Прекрасно помню своё первое впечатление от новой школы, в которую меня отправила судьба. Впечатление, по началу, было сложным. Потому, что к 1 сентября 1975г строители сдать новую школу не успевали и мы по началу, ходили заниматься две недели в школу № 97. Каждый поход туда и обратно был как войсковая операция. Потому, что «Цыганский посёлок», в котором находилась та школа, был по тогдашним пацанячьим меркам «вражеской территорией». Там нас ждал «неприятель». Дрались. Жёстко. Однажды мама потом испачканную и порванную рубашку выбросила. И сказала, чтобы я сидел дома, пока новую школу не доделают. Но... прошло и это...

И вот начало занятий в новой 70-й школе, которую строители возвели на наших глазах: обучение только в первую смену, огромный холл, большая столовая, просторные и очень светлые классы, лаборатории. В классах стояли телевизор, магнитофон, радиола (такой набор не у каждого дома был в ту эпоху). Великолепный актовый зал со сценой и кулисами, два спортивных зала и огромный стадион, стрелковый тир, замечательные мастерские с комплексом станков, оборудование и, конечно, наставники-педагоги. Позднее появился еще и полный набор духовых, струнных, клавишных, музыкальных и электро-музыкальных инструментов, уйма спортивного инвентаря и множество различных книг в библиотеке. Сама же школа по тогдашним меркам была просто огромной. Особенно в сравнении со школами, где я учился до того (№ 37 и № 101), которые были, соответственно, одна ещё довоенной постройки 1930-х годов, а другая - уже проекта 1960-х, но очень тесная. И учились мы там в три смены. А здесь всё было необычно. Корпус младших классов возвели отдельно от средних и старших, поэтому на переменах не было такого шумного бедлама, как во всех предыдущих школах.

Пошёл я туда в 8Б класс. Первое собрание уже в нашем классном кабинете началось с реального знакомства с нашей будущей классной дамой, которую представила тогдашний директор школы Мальгинова. Ей оказалась совсем молоденькая тогда Кирпичева (ныне Ткачева) Екатерина Львовна, учитель немецкого (английского) языков. Мы не догадывались и не представляли, что наше тогдашнее знакомство и крепкую дружбу сохраним на всю жизнь. В ту эпоху выпускники частенько в школу заглядывали в течение нескольких лет после выпуска. Тогда не было ни замков, ни охраны, ни активных родителей, паникующих по каждому поводу. И в школу, как в общественное место, мог запросто зайти каждый желающий. Приходили, делились с нашей классной дамой своими жизненными достижениями. Не часто, но бывало, что вместе отмечали и праздники, юбилеи. Так и не заметили, как эти полвека пролетели. Ныне Екатерина Львовна старейший учитель не только лицея №7, но, думаю, и города и даже области. Все мы желаем ей бодрости и здоровья, рядом с ней мы по-прежнему дети (хотя у нас у всех внуки бегают).

О самой учёбе писать, собственно, нечего. Все как везде в ту эпоху и всё как у всех. Это труд. Порой, тяжёлый. К примеру, мне математика крайне сложно давалась. Но за счёт «тупой зубрёжки» и помощи друзей, а также снисходительности нашей математички Бабич Галины Георгиевны (которая потом учила и мою дочь), я сумел закончить обучение с «четвёркой» по этому предмету.

И вот закавыка. Алгебра потом в жизни не пригодилась. Арифметика и геометрия - да. А алгебра не очень... Кстати, единственная «тройка» в аттестате у меня была по физике, а ведь именно она пригодилась больше всего. И для первой профессии (оператор станков с ЧПУ), и в быту (строя загородный дом электропроводку и водопровод с системой отопления сделал сам, и ещё много чего делал и продолжаю делать).
А вот литературу я любил. Её и русский язык вела у нас Радченко Людмила Павловна. Я с уважением относился ко всем предметам, но тянуться на «пять» просто не считал нужным. В итоге, через три года, в аттестате были в основном «четвёрки», одна «пятёрка» и одна «удовлетворительно». Общий балл, - абсолютное «четыре». Но это были советское «четыре», которое, тогда, за «красивые глазки» не давали. И всё же… Был я тогда не собран, немного ленив, с несколько некритичным самомнением подростка и поэтому, несмотря на все усилия родителей и педагогов, высоких показателей в обучении в тот период не достиг. Потом, с течением жизни, узнав себя получше, понял - у меня просто на тот момент отсутствовала личная мотивация. Поскольку, поступив через семь лет в Рязанскую высшую школу МВД СССР, там уже учился исключительно на «отлично», став на третьем курсе обучения Ленинским стипендиатом. А как иначе можно было? Если вечером дочь и жена спрашивают о том, что сегодня на занятиях получил. Какие оценки? К этому времени я уже давно понял, что если хочешь быть в семье или в коллективе авторитетом, то живи по принципу «делай как я».

Это позволило позднее, неожиданно для себя, перейти на службу из таёжной глухомани Лесоповала в Волгоградскую высшую следственную школу МВД СССР (ныне, Академия МВД РФ) и органично влиться в коллектив маститых учёных-правоведов.

Наша школа в ту эпоху была не просто образовательным учреждением. Как та, куда у меня ныне внуки ходят. Это был, как я уже писал, местный центр притяжения молодёжи и детей. Поэтому все три последних года обучения были очень занимательны, ведь после уроков, начиналась другая, не менее насыщенная, жизнь. Пообедав, мы опять бежали в школу. Там много чем заняться можно было. Я выбрал стрелковый кружок, общественное движение «Дзержинец» и участие в ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Не пустовали во второй половине дня и до самой темноты и стадион со спортзалами.

Стрелковый кружок вёл учитель НВП (начальная военная подготовка), ветеран Великой Отечественной войны, подполковник запаса Николай Наумович. Мужчина добрейшей души и великого терпения. А мы тогда, безбашенные юноши, любого могли при обращении с стрелковым оружием до врачебного кабинета довести. Потом, в период срочной службы в погранвойсках и последующей службы в МВД все эти навыки и наставления старшего товарища очень пригодились и выделяли меня среди сослуживцев, как одного из лучших. Через пять лет, на соревнованиях Закавказского пограничного округа, я выполнил норму кандидата в мастера спорта. Это потом сильно подняло мой личный рейтинг и положительно отразилось на всей дальнейшей работе и службе.

Отряд «Дзержинец» состоял из школьников старших классов (8-10). Занимался он поддержанием общественного порядка в школе, и иногда привлекался на массовые молодёжные мероприятия с такой же целью. Вызывал неприязнь у нашей местной шпаны. Поэтому, пришлось заняться ещё и самбо. Занятия проводили действующие сотрудники милиции из Высшей следственной школы. Там нам дали базовые навыки защиты от супостата и его захвата. Показали кое-что из боевого раздела, что «на гражданке» было тогда под категорическим запретом. Это меня потом несколько раз в дальнейшей жизни позволило сохранить себя и своё здоровье. Да и выступило хорошей платформой для дальнейшего совершенствования в единоборстве. С годами стал понимать, что ничего случайного в жизни нет. Потому, что с 1990г, и по 2010г, я проходил службу в Волгоградской академии МВД России. А потом ещё четырнадцать лет там работал вольнонаёмным, гражданским сотрудником. Преподаватель, старший преподаватель, доцент. Кандидат юридических наук. Победитель конкурса «Лучший лектор академии». В трудовом багаже: около 45 тыс. подготовленных высококвалифицированных специалистов правоохранительной системы и общеюридической деятельности, около ста научных, учебных и учебно-методических работ: монографий, статей, учебников и учебных пособий.

Ну, а ВИА «Наследники»? Состоял он исключительно из одних моих одноклассников Юра Максимов, Саша Рыбалкин, Володя Шестопалов, Володя Маркелов, Слава Сиваков. Почти ежедневно, после занятий, собирались и репетировали. А потом выступали на школьных вечерах отдыха, на концертах в школе и вне её. Даже несколько раз выступали на массовых мероприятиях с большой сцены. В областном Доме офицеров, в заводских клубах. Участвовали в районных, городских и областных конкурсах художественной самодеятельности и становились там лауреатами. Но никто из нас профессиональным музыкантом себя не видел. Тем не менее, этот задел лично мне потом позволил не бояться никакой аудитории и на любом публичном мероприятии, будучи в центре внимания, чувствовать себя спокойно. Да и владение гитарой в жизни пригодилось. В том числе в «конфетно-букетный» период жизни со своей лучшей половиной.

Кстати. Никому потом повторить наш успех не удалось. Отдельные талантливые ребята, конечно же, были и я их знаю. Но такого коллектива в рамках школы создать более не удалось никому.

Совместное занятие музыкой и песнями сделало нас друзьями на всю оставшуюся жизнь. И после школы и далее. Особенно большую роль сыграло то обстоятельство, что Саша Рыбалкин, Юра Максимов и я служили в пограничных войсках. Более того. С Сашей Рыбалкиным довелось служить вместе, в одном 43-м (Пришибском) пограничном отряде на Советско-Иранской границе. Он все два года прослужил на 7 линейной заставе. Старший пограничного наряда, ефрейтор запаса, парторг заставы. А я, сменив несколько подразделений (включая и службу на линейной заставе), в итоге был приказом назначен старшиной ОРТМ (служба материально-технического обеспечения отряда). Как командир, имея значительно большие служебные возможности, чем они, встречался в период службы с ними. Хотя Юра Максимов служил на другом краю пограничного округа. И самое любопытное, -мы все трое были разного призыва. Призывались один за другим через полгода. Это была Судьба. Она нас и вела по жизни рука об руку. Как братьев.

В феврале этого года не стало ефрейтора Рыбалкина Александра Евгеньевича (ритм-гитара). Ушёл в «Вечный Дозор». Два года назад ушёл от нас в последний полёт майор авиации в отставке, лётчик-инструктор, Сиваков Слава (в прошлом, барабанщик и баянист). Закон Сансары.

У остальных членов нашего узкого коллектива всё отлично. Все мы в жизни состоялись. И профессионально и социально. Да и в классе в целом у всех всё ровно: дети, внуки, уважение в обществе. Часть уже пенсионеры, часть ещё трудится.

Из уже сказанного у слушателя и читателя могут возникнуть ощущения, что я привираю, рисуя некий сусальный облик своего поколения и окружения. Да нет! Были мы, простые сталинградские мальчишки и девчонки. Были в нашем активе и события и поступки, о коих в приличном обществе говорить не принято. Но, бывшая тогда повсеместно позитивная общественная нравственность и неравнодушие граждан, родителей и педагогов, не позволили нам свернуть на кривую дорожку. Не всем, конечно. Но нам, точно, не позволили.

Наш друг Юра Максимов и наша одноклассница и подруга Лена Максимова создали семейную пару. Школьная дружба переросла в серьёзное взаимное чувство и спустя год после увольнения из вооружённых сил мы гуляли на их свадьбе. Они родили и воспитали замечательную дочь. Сейчас помогают воспитывать внука.

Моя жена, Попова (Животова) Галя, тоже выпускница нашей школы. 1982-го года выпуска. А познакомились мы с ней так же, благодаря школе и её стадиону. Там на волейбольной площадке и познакомились в августе 1981, после моей демобилизации из армии, и спустя два года свадьбу сыграли. Покойный Саша Рыбалкин также женился на девочке из нашей школы, Наташе Арсентьевой. Причём у всех, кроме меня, эти невинные отношения возникли ещё до выпуска. И в параллельных классах также есть несколько семейных пар из одноклассников. И все эти годы они прожили вместе, не смотря ни на что. Детей некоторых одноклассников мне довелось учить в Академии МВД.

Кроме наших лучших половинок, есть ещё и просто подруги-одноклассницы, с кем также по жизни рука об руку идём всё это время. К примеру, Дмитриева (Фролова) Татьяна Семёновна, которая несколько лет отработала в нашей школе после Борисоглебского пединститута учителем русского языка и литературы. И дети, которые тоже учились и закончили нашу школу (моя дочь, Попова Саша, например). В этом году 1 сентября есть повод собраться и отметить Юбилей родной школы, и посмотреть, какими мы стали и поделиться радостью встречи.

Для нас, выпускников 1978 года школы № 70 города-героя Волгограда, наша школа - это не просто учреждение, где нам когда-то предоставили образовательные услуги, а очень значимая часть нашей жизни, образа жизни, культуры и доброй памяти о самых безмятежных и счастливых годах жизни.

Теперь это Лицей № 7. Пятьдесят лет - это срок! Вон уже и значительная часть деревьев, что мы посадили тогда, из-за ветхости спилена, школа ждет капитального ремонта ... Тем не менее, желаю нашей школе молодости и надеюсь, что придёт время, когда она опять станет главным центром притяжения всей окрестной молодёжи. Желаю коллективу внутреннего здоровья. А своему классному руководителю желаю долголетия. Екатерина Львовна, живите долго и счастливо. У вас для этого всё есть. В том числе и мы - выпускники 10 «Б» класса 1978 года. Желаем, чтоб в Лицее №7 царила та нравственно-деловая и учебная атмосфера, которая обязательно станет основой новых, добрых, светлых воспоминаний и песен о школе, её людях и, конечно, о первой, школьной любви."


Попов Михаил Юрьевич, выпускник школы № 70 1978 года, 10Б класс, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук, доцент.

  



Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ